ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»

«ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»

Если посмотреть на карту России, то в месте пересечения реки Зеи железнодорожной магистралью можно увидеть маленький кружок. Это город Свободный. Он невелик и сравнительно молод, но история его богата и интересна. Как возник наш город, что представлял собой в дореволюционный период, - расскажет выставка.



По генеральному плану сооружения Транссибирской магистрали, утвержденному императором Александром III в 1891 году, планировалось сооружение Амурской железной дороги от Сретенска до Хабаровска. Однако в 1896 году началось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), и Амурская область оказалась в стороне от железной дороги. После русско-японской войны правительство вновь возвратилось к проекту Амурской железной дороги. В 1908 году начались работы по сооружению дороги общей протяженностью более двух тысяч километров. Начальником строительства был Евгений Дмитриевич Вурцель.

«ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»


Перед Вами карта Амурской железной дороги за 1911 год. Строили дорогу за казенный счет, деньги выделяло государство. Строительство велось участками. По территории Амурской области прошёл средний участок (ст. Керак-Бурея). Глухая тайга и обширные болота серьезно затрудняли работы в этой части Транссиба. При прохождении болот сначала сооружалась временная железная дорога на деревянной основе. По ней возился грунт, который отсыпался на бревенчатые настилы. Нередко целые звенья готовой дороги исчезали бесследно в топях, и работа возобновлялась снова. На строительстве этого участка широко использовался труд каторжан. Привлекались контрактные рабочие из центральных районов России, местное население.

На фото – рабочие на разных строительных участках. На всем протяжении дороги было сооружено много мостов через реки, в том числе два железнодорожных моста через реку Зею. Один из них проходил в районе города Алексеевска. Перед Вами фотографии строительства и статических испытаний моста. 6 декабря 1913 года из Благовещенска в Санкт-Петербург вышел первый пассажирский поезд. В октябре 1916 года с открытием моста через Амур у Хабаровска дорога вступила в строй. Это был трудовой подвиг инженеров, изыскателей и рабочих.

«ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»


Тем временем предположения об устройстве города быстро проникли в широкие слои населения. В железнодорожное управление было подано около 14 тысяч заявлений об отводе земельных участков от лиц, желающих поселиться в будущем городе. Участки сдавались в аренду сроком на двенадцать лет, причем арендатор имел право выкупить свой участок до истечения срока аренды. В январе 1912 года Суражевское сельское общество вынесло решение включить селитебную площадь своей деревни в черту города Алексеевска. Это решение давало юридическое основание приступить к заселению города. Проектный план был разработан по новейшим требованиям. Было запроектировано 403 жилых квартала, 15 площадей, 15 магистральных и 120 жилых улиц. Протяженность уличной сети – 126 верст. Были отведены места для размещения рынков, церквей, садов, парков и бульваров. Наибольшая протяженность города с севера на юг планировалась 7 вёрст, с запада на восток – 5 верст. До весны 1912 года территория будущего города была не заселена, в большей своей части покрыта лесом. Первые засельщики появились в мае 1912 года. К этому времени переселенческое управление проводило работы по раскорчевке улиц, устройству переезда через болотистую падь, рытью девяти колодцев в разных частях города. 30 июля (12 августа) 1912 года в день рождения цесаревича Алексея состоялась официальная закладка города. Ранним утром из Благовещенска прибыл Н.Л. Гондатти с представителями администрации края, священнослужителями. Торжество состоялось на Театральной площади (ныне площадь им. С. Лазо). После краткого митинга генерал-губернатор вложил мраморную доску с надписью: «Город Алексеевск с Высочайшего соизволения заложен 30 июля 1912 года» в нишу обелиска, построенного переселенческим управлением. Перед Вами фотографии императора Николая II и цесаревича Алексея, генерал-губернатора Николая Гондатти, фотографии церемонии в честь закладки города, обелиска, первых улиц и зданий. Особый интерес вызывает герб города Алексеевска, утвержденный 11 февраля 1915 года.

«ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»


«ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»


«ГОРОД АЛЕКСЕЕВСК С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ...»


Вернуться на главную